ПОПЫТКА К БЕГСТВУ

«Как жаль, что нельзя уничтожить одним махом всю тупость и жестокость, не уничтожив при этом человека», — А и Б Стругацкие.

В том, что мы победим, нет никаких сомнений. Но что дальше? Можно ли будет просто отгородиться стеной от соседей, одержимых культом боевых комаров и злобного Запада, живущих в средневековье, и злобно мечтающих о реванше?

По традиции поищем ответы в хорошей литературе.

А и Б Стругацкие, повесть «Попытка к бегству». Двое молодых людей, звездолётчик Антон и структуральный лингвист Вадим, собираются лететь в отпуск на космический курорт — планету Пандора. В последний момент к ним присоединяется таинственный незнакомец по имени Саул, представившийся историком по XX веку и предложивший изменить маршрут, чтобы высадиться на любой неисследованной планете.

На найденной планете путешественники обнаруживают феодальную цивилизацию, знакомство с которой начинается с концлагеря, в котором заключённые содержатся на грани выживания в суровых природных условиях. Охранники лагеря подвергают узников жестоким экспериментам, заставляя опытным путем, зачастую ценой собственной жизни научиться управлять техникой, оставленной на планете сверхцивилизацией Странников.

Антон и Вадим пытаются освободить заключённых, но к их великому изумлению узники концлагеря выступают на стороне надзирателей, и все гуманистические попытки изменить существующий порядок вещей терпят крах.

Герои возвращаются на Землю с намерением передать информацию об открытой цивилизации Комиссии по Контактам. При этом Саул неожиданно исчезает, причём выясняется, что он не современник молодых людей, а «дезертир» из прошлого, заключённый, бывший бронетанковый командир, бежавший в будущее из национал-социалистического концлагеря, но впоследствии устыдившийся своей «попытки к бегству» и решивший вернуться в своё время чтобы «доделать своё дело».

«Попытка к бегству» — это притча о беззащитности мудрости и добра перед лицом самодовольной глупости. В ситуации, когда тупой и уверенный в себе противник не может оценить положение хотя бы настолько, чтобы испугаться, а вторая сторона скована моральными принципами, без нарушения которых невозможно продемонстрировать глупцу своё преимущество, — благороднейшему не остаётся ничего другого, как уйти. Только останется ли он благородным, если уйдёт?

Указание к действию даёт поступок Саула, который яростно расстреливает из дезинтегратора шеренгу идущих по шоссе машин. Израсходовав боекомплект, он удовлетворенно отмечает: «Начинать здесь нужно с чего-нибудь подобного. Вы сюда вернётесь, я знаю. Так помните, что начинать нужно всегда с того, что сеет сомнение».

Борьбу с тупым самодовольством, фанатизмом и глупостью нужно начинать с распространения неуверенности путём постановки вопросов, на которые непросто найти ответ. Только это может возродить критическое мышление.

Кроме того, чтобы подвигнуть людей на изменения, начинать нужно с тех, кого власть на Сауле заключила в лагерь. Начинать нужно с диссидентов.

Евгений Сотников