ДВУХМИНУТКИ НЕНАВИСТИ


«На экране телевизора появился враг народа Эммануэль Голдстейн, который злобно обрушился на партийные доктрины… Ко второй минуте ненависть перешла в исступление. Люди вскакивали с мест и кричали во все горло, чтобы заглушить непереносимый блеющий голос Голдстейна.

Маленькая женщина с рыжеватыми волосами стала пунцовой и разевала рот, как рыба на суше. Темноволосая девица позади Уинстона закричала: «Подлец! Подлец! Подлец!» — а потом схватила тяжелый словарь новояза и запустила им в телеэкран. В какой то миг просветления Уинстон осознал, что сам кричит вместе с остальными и яростно лягает перекладину стула», — так описывает Джордж Оруэл в романе «1984» «двухминутку ненависти».


«Двухминутки ненависти», — ежедневные занятия, в течение которых члены правящей партии тоталитарного государства Океании должны были смотреть фильмы, изображающие врагов партии и выражать свою ненависть к ним и к принципам демократии.


«Самое страшное в двухминутках ненависти заключалось в том, что, участвуя, невозможно было оставаться безучастным … Отвратительный экстаз страха и мести, желание убивать, мучить, сокрушать кузнечным молотом чьи-то черепа, подобно электрическому току, неслись по всему залу, превращая людей против их желания в визжащих и гримасничающих помешанных», — отмечает главный герой романа Уинстон Смит.


Оруэлл на удивление точно описал один из мощнейших инструментов зомбирования населения тоталитарного государства, порождающий в людях жажду объединяться на основе проявляемой ненависти. В сегодняшней России аналогом оруэловских «двухминуток ненависти» стали телевизионные шоу пропагандистов, направленные на расчеловечивание в глазах россиян украинцев, европейцев, американцев, сторонников свободы и демократии.

Обращаясь к самым низменным инстинктам, они поднимают со дна человеческих душ все самое мерзкое и низменное, пробуждают хтонь, оправдывающую геноцид украинцев, убийство мирных граждан и детей, военные преступления режима. Они обрушивают на россиян тонны лжи и ненависти, которую те транслируют дальше в социальных сетях и личных беседах.


Когда нибудь после падения преступного режима этим людям будет стыдно за то, что они стали жертвами телевизионного зомбирования. Когда нибудь они смогут осознать, что их разумы, затмленные ненавистью, утратили способность к наблюдению, логическому мышлению и вынесению собственных суждений. Но пока «двухминутки ненависти» продолжают цементировать матрицу — концепции мышления, в которую были пойманы разумы многих россиян, и которая основана на одном стабильном данном: «Путин = избавление от беспредела 90-х = стабильность = вставание с колен = величие России».


Евгений Сотников