НЕ УМЕНЬШАЙТЕ КАЛИБР СВОЕЙ ИГРЫ

Мой отец ушёл из жизни в 40 лет. Спортсмен, боксёр, практически никогда не болел. Онкология, — сгорел за год с небольшим. Его работа была связанна с тяжелыми изотопами. Мне было 14, и я думал, что это случилось из-за облучения.

Когда я узнал о жизни больше, я понял, что произошло на самом деле: отец уменьшил калибр своей игры. 

Он был талантливым инженером, изобретателем, и больше всего на свете любил свою работу. Он был сильным человеком. Но… 

Мы жили в СССР, — в стране победившего социализма. А в этой стране чтобы продвинуться по социальной лестнице, чтобы играть в более масштабную игру, нужно было иметь «блат» или «волосатую лапу», и иметь правильную биографию, что означало членство в коммунистической партии, благонадежность, правильное происхождение и национальность. 

Ничего из этого у отца не было. Еврей, беспартийный, он не имел ни единого шанса продвинуться по карьерной лестнице выше старшего инженера с зарплатой 140 рублей. Во всех своих многочисленных патентах на изобретения он указывал в соавторах партийных бездарей с правильной национальностью. 

Чтобы творить, он был вынужден приписывать авторство другим, соглашаться на конформизм, жертвовать своей целостностью. У него это плохо получалось. Поэтому он решил переключиться на другую игру. 

Он увлёкся водным туризмом, и последние годы его жизни мы всей семьей часто ходили в походы, сплавляясь на байдарках по рекам. Но эта игра не заменила ему творчества. Ее калибр был значительно меньше. Он был вынужден уменьшать свой калибр, чтобы оставаться в этой небольшой игре, — это его и сломало. Игра меньшего калибра не соответствовала его потенциалу, поэтому он ушёл.

Время от времени я встречаю владельцев компаний, ребят большого калибра, которые потерпели какую-то неудачу в бизнесе, и решили самоустраниться, уйти из большой игры, занявшись спортом, путешествиями, семьей. Не то, чтобы семьей или отдыхом не следует заниматься, но здесь другое, здесь имеет место отказ от игры большого масштаба, которую они вели в бизнесе, и замена ее на нечто меньшее. Чтобы оставаться в этой меньшей игре этим большим ребятам приходится уменьшать свой калибр, поэтому они чувствуют себя несчастными. Я вижу это по их глазам, когда они, рассказывают об очередном приключении, пытаясь изобразить счастье, которого на самом деле не ощущают. 

Жизнь устроена таким образом, что человек испытывает счастье только тогда, когда он в игре, соответствующей его калибру, только когда он принимает вызов, когда ему приходится рисковать, сталкиваться с неизведанным, работать на пределе своих возможностей, обдирать в кровь локти и колени на пути к своей цели, выгрызать победу зубами. 

Не соглашайтесь на игру меньшего масштаба. Не уменьшайте свой калибр ради того, чтобы оставаться в мелковатой для вас игре.

Евгений Сотников